Жизнь конкурса — это прежде всего жизнь проектов, которые реализуют его участники. Лента сообщений из блогов конкурсантов иллюстрирует разнообразие творческих идей, видов деятельности, социальных инициатив, направленных в конечном счете на одну цель — созидание.


  • Архив

    «   Июнь 2018   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1 2 3
    4 5 6 7 8 9 10
    11 12 13 14 15 16 17
    18 19 20 21 22 23 24
    25 26 27 28 29 30  

Отзывы

Проект "Наследие" реализован только благодаря команде проекта - молодым и энергичным ребятам из Пряжинского района Республики Карелия. Хочу представить отзывы участников на Ваше суждение!
Мне нравилось работать в данном проекте, так как я проводила время интересно и весело. У меня появились новые знакомые. Я узнала больше о своем районе. 
Да, безусловно нужно продолжать работу такого проекта, как наследие. Этот проект помогает людям узнавать информацию о районе, в котором они живут. Соколинская Надежда.
Благодаря проекту я открыл в себе массу интересных качеств, о существовании которых я даже не подозревал. Проект "Наследие" расширил мой кругозор, и теперь я гораздо больше знаю о Пряжинском районе.
Я считаю, что продолжение проекта должно быть. Надеюсь, что команда проекта продолжит свою работу и как можно меньше памятников деревянного зодчества "уйдут в историю". Иванов Тимофей
Мне очень понравилась работа в данном проекте. Я обрела новые знания о своем районе, познакомилась с интересными и веселыми людьми, получила множество положительных эмоций. Еще мне предоставилась возможность поучаствовать в конкурсе "Незабытый храм", я получила удовольствие от проделанной работы.Я считаю, что нужно продолжать работу проекта. То, чем мы гордимся сегодня – это достижения наших предков, дедов и прадедов…нашим драгоценным наследием, которое мы должны сохранить ! Кириллова Виктория
Проект «Наследие» оказался для меня очень интересным, несмотря на то, что я не причисляю себя к христианской религии. Он показал мне, насколько люди в наших краях могут быть гениальными. Я даже не могла подумать, что меня окружает настолько много бесценных и невероятно искусных памятников архитектуры! Раньше я даже не задумывалась над тем, что нужно что-то сохранять в нашем районе. Всё казалось настолько обыденным. Те часовенки в деревнях бабушек для меня были частью тех деревень, и не приходило мысли в голову, что они являются чем-то культовым, но прикоснувшись к их истории, увидев их в нынешнем состоянии, я осознала, насколько они важны для нашей культуры, нашего народа. 
Я считаю, что необходимо продолжать проект. Нужно сделать так, чтобы все местные жители поняли его ценность и необходимость. Тематические праздники, конференции, неофициальные мероприятия, классные часы в школах помогут в этом. Марчук Кристина
"Незабытый храм"- "Unohtamatoi kirikkö". Наша часовня попала в программу 
"Наследие" ("PERINDÖ";). Не удалось сделать полную презентацию , да и ноутвук ЭКЦ неохотно пропустил предложенное. В папке "Anna kello helizöу meijan časounas" собрано 30 стр. : документы, фото, факты. Это 17 лет жизни храма.
Это минуты памяти о безвинно расстрелянных и погибших в ВОВ.
А корень где? Откуда его могучесть и кряжистость? - Всё от него, от пахаря того, От него земного. Конец октября- День Покаяния. В РК -событие в Красном бору. Надеюсь, в Эссойле впредь это (такое) будет ежегодно. Благодарю. Зоя Лукинична Савельева.
Проект "Наследие" очень востребован временем и он совпал с нашим возрождением Мемориала и проекта "История маленькой Дессойлы" и в этом его уникальность, в то же время это историческая память всего района, уважение этносу в год карельского языка и толерантно освещает материал в преемственности поколений, хорошо отредактирован и оформлен. Проект очень нуждается в его продолжении, есть старинные часовни, которые должны быть представлены, например Ивана Богослова, д. Котчура. Здесь можно выпустить также множество дисков, аудио-видео продукции, туристических информационных материалов, далее представить материалы архивов, портреты священнослужителей и мирян, иконы и традиции...Огромное спасибо и организаторам и участникам Проекта, пожелание дальнейшего исследовательского эксперимента, издательской деятельности, молодежного энтузиазма волонтеров, просветительской деятельности. Материалы брошюры настолько заинтересовали наше население, что нет никаких сомнений в правильности поставленной цели и деятельности Этнокультурного центра. Галина Борисовна Васильева

В проект «Наследие» мы были включены в качестве добровольцев.
Участие в проекте было интересным не только по причине самостоятельного изучения родного края, но и как посильная помощь всем интересующимся культурой и историей, поскольку основной проблемой для путешествующих является недостаточность сведений о местности.
В качестве основного транспорта были выбраны велосипеды, по причине экологичности и достаточной мобильности в труднодоступных местностях, а так же для опробования данного вида транспорта для путешествий по району для возможных туристов. На наш взгляд, стоит развивать условия именно для такого способа передвижения в интересах сохранения слабой экосистемы северного леса.
Нами была посещена небольшая, самая его обжитая и всем знакомая, часть Пряжинского района. И ни одно место не было похоже на другое. Разнообразие природных мест поражает. Это дает нам право утверждать, что Пряжинский район обладает значительным потенциалом благодаря разнообразию природы, обилием озер, рек и красивых лесов. При грамотном использовании этот ресурс может стать неиссякаемым.
Стоит отметить, что в районе бедно развита сеть дорог и большая часть объектов культурного наследия находится в плачевном состоянии. Так же существует проблема стихийных свалок, как в населенных пунктах, так и за их пределами. Все это сильно портит общее впечатление от путешествий по деревням.
Мы рады, что приняли участие в проекте, и, не смотря на многие трудности, готовы участвовать  в подобных проектах и дальше на добровольных началах. Филатов Юрий, Прохорова Анастасия.
Уже идет не первый год нашего сотрудничества с Этнокультурным центром. Я очень довольна. 
Мне предоставили возможность в чудесном коллективе посетить редкие уголки нашего района, посмотреть своими глазами на предметы быта наших предков и даже некоторые использовать. Также было услышано немало личных и общих историй о нашем районе и Карелии в целом. Я познакомилась с людьми, кто уже десятилетиями занимается изучением, возрождением и популяризацией карельской культуры. Это очень важно, что Эти Люди занимаются таким вот Добрым Делом.
В Нашем Районе предостаточно мест для развития этнотуризма. После решения ряда проблем это станет не только возможным, но и реальным. 
Также уже сейчас получили свое признание такие отрасли, как карельская кулинария и ремесленничество. 
Я готова и дальше помогать ЭКЦ!uchastniki.jpg
2013, Настя

Наследие

Наследие Пряжинского национального района.
Я бы хотела поделиться опытом организации небольших исследовательских экспедиций для непрофессиональных ценителей культурного наследия карельского края. В 2012 году МКУ «Этнокультурный центр Пряжинского района» удалось привлечь финансовую поддержку Фонда Серафима Саровского на проект «Наследие». Главная цель проекта – познакомить молодых ребят с православным наследием Пряжинского района. Благодаря проекту нам удалось не только совершить ряд молодёжных исследовательских экспедиций, но и сформировать информационную базу по культурному наследию района, разместить на сайте интерактивную карту памятников Пряжинского района и проработать вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении.
О чём пойдёт речь в данном сообщении? В первую очередь о том богатстве, которое хранит пряжинская земля. О том, каким образом можно познакомиться с памятниками и культовыми местами в районе и о том, насколько важно сохранить ту историю, которую нам оставили предки.
Есть два способа знакомства с наследием пряжинского края: вы можете отправиться в путешествие и увидеть их своими глазами или вы можете зайти на сайт http://pryazha.ticrk.ru/ru/imap/ и совершить интерактивную «поездку» по самым удалённым уголкам «Пряжинского межозерья» и «Сямозерья». Команда Этнокультурного центра выбрала первый путь и представляет Вам результаты своих исследований.
С мая по сентябрь 2013 года небольшая компания молодых людей совершила ряд исследовательских экспедиций-путешествий для сбора фотографического и исторического материала для каталога объектов культурного наследия Пряжинского района. Мы хотели бы поделиться своими путевыми заметками и, конечно, познакомить Вас с богатейшим наследием Пряжинского района!
Вообще, Пряжинский район как административное образование существует с 1930 года, то есть сравнительно недавно. Но, согласно  историческим данным, первые поселенцы на его территории были уже в VII тысячелетии. Преимущественно это были поселения карел или племён «корела». Это не пустые слова, ведь и по сей день можно своими руками добыть ценные археологические экспонаты, доказывающие существование стоянок первобытного человека. Таких мест в Пряжинском районе порядка 54 по данным Республиканского центра по охране объектов культурного наследия.  Если говорить в целом обо всех памятниках и объектах культурного наследия, то их не много, не мало 465 в разных уголках Пряжинского района. К данному перечню относятся памятники истории, такие как Туломозерский железорудный завод XIX века, места захоронений и заключения военнопленных во время Великой Отечественной Войны 1941-45 гг., исторические поселения карелов; памятники архитектуры и деревянного зодчества карелов и русских, таких объектов представлено более 200 на территории района и, конечно, памятники археологии. Исторически наиболее густо были заселены территории «Сямозерья» - вдоль берегов озера Сямозеро и «Пряжинского межозерья» - места на озёрах Шотозеро, Крошнозеро и Вагатозеро. Соответственно, большинство памятников расположены именно на данных территориях. Но, конечно, мы не уменьшаем значимость «Ведлозерья» и территории близ озера Святозеро. Там также можно обнаружить прекрасные памятники истории и культуры карелов и русских поселенцев[1].Главной целью нашего исследования стало обобщение информации о православных объектах культурного наследия: часовнях, храмах, церквах и поклонных крестах. Но, находясь в путешествиях, нам также удалось собрать информацию и фотоматериал по историческим поселениям и мирским строениям карелов. Наше внимание было обращено в первую очередь на памятники деревянного зодчества. На территории Пряжинского района во многом сохранилась исторически сложившаяся система расселения этнической группы пряжинских (сямозерских) карелов-ливвиков, основу которой составляют исторические поселения, такие как д. Рубчейла, д. Корза, д. Кинерма, д. Лахта и другие. Историческое поселение – это деревня, в которой сохранился традиционный тип застройки и сами постройки: амбары, дома, руги. Особую роль в деревнях играли часовни и культовые рощи – они становились своеобразным центром поселения. Часовня была не только центральной постройкой деревни, но и духовным центром для жителей. С точки зрения деревянного зодчества, ряд часовен Пряжинского района выступают как уникальные памятники архитектуры Русского Севера благодаря своим особенностям строения: устройству колокольни и главок[2], по основным функционально-структурным характеристикам[3], по особенностям переустройства часовен[4]. Часовня Варвары Великомученицы (2-я пол. XIX века) деревни Коккойла, Часовня Hиколая Чудотворца и Ильи Пророка (2-я пол. XVШ в.) деревни Чуйнаволок, Часовня сошествия Святого Духа на апостолов (XVI в.) деревни Ахпойла внесены в перечень культурных объектов федерального значения.
До всех памятников можно добраться и сегодня. Специалисты и добровольцы Этнокультурного центра выделили четыре таких маршрута для путешествий разной протяжённости и сложности пути.  Ниже представлены населённые пункты, по которым были осуществлены поездки Этнокультурного центра. У каждого маршрута есть свои трудности и особенности и, конечно, необходимо тщательно проработать карту, прежде чем отправляться в поход.
1. Первый маршрут самый короткий по протяжённости, но содержит несколько сюрпризов. Большая часть пути – грунтовая дорога, в определённые времена года практически не проезжая. Часть карты дорог между Терусельгой и Афанасьевой Сельгой не прорисована должным образом, поэтому вас ждёт общение с местными жителями о том, как проехать до деревни!
Пряжа, Дом Марковых (нач. XX в.) – Маньга, историческое поселение ( XVI в.), Часовня Рождества Богородицы ( XVIII - XIX в.) – Каскеснаволок, Амбар Карпова ( XIX в., руинированное состояние) – Коккойла, Часовня Варвары ( XIX в.) – Афанасьева Сельга, Часовня троицы Живоначальной ( XIX в.)  – Терусельга, Часовня Успения и Сретения (к. ХIХ в.) – Пряжа
Формирование маршрута: 42 км (до Афанасьевой Сельги)  и 40 км (через Терусельгу и Святозеро обратно в Пряжу)
Общая протяжённость маршрута: 82 км
Средства передвижения: автомобиль ( -  + ), велосипед ( + + ), пешком (+ +)
 
2. Второй маршрут чуть длиннее первого, но намного комфортнее для передвижения. Примерно половина пути – это грунтовая дорога, но хорошо укатанная, по которой приятно ехать. Только часть от Каскеснаволока до Коккойлы может «подвести» вас.
 
Пряжа, Дом Марковых (нач. XX в.) –Крошнозеро – Котчура, Часовня апостола Иоанна Богослова (1750 г.) – Гонганалица, Часовня Власия ( XIX в.) – Каскеснаволок, Амбар Карпова ( XIX в., руинированное состояние) – Коккойла, Часовня Варвары ( XIX в.)  – Маньга, историческое поселение ( XVI в.), Часовня Рождества Богородицы ( XVIII - XIX в.) –  Пряжа

Формирование маршрута: 39 км (до Гонганалицы через Крошнозеро и деревню Котчура), 13 км (обратно до поворота на Каскеснаволок), 9 км (до Коккойлы),  4 км (до трассы «Сортавала» в направлении деревни Маньга),  18 км (через деревню  Маньга до Пряжи)
Общая протяжённость маршрута: 83 км
Средства передвижения: Автомобиль (+ - - +), Велосипед (+ + + +), Пешком (+ + + +)
 
3. Более длительный маршрут, чем два предыдущих, как по километражу, так и по времени в поездке. Самый комфортный для передвижения, ведь 80% пути – асфальтное покрытие. Кроме того, неподалёку от Ефимовой Сельги есть также Симанова Сельга, деревушка в которой нет часовни, но есть старые карельские оставленные дома.
 
Пряжа, Дом Марковых (нач. XX в.)  – Крошнозеро – Савиново – Пенгисельга, Часовня свт. Дмитрия Солунского (середина ХVIII в.) – Ефимова Сельга, Часовня Михайловская ( XIX - XX в., руинированное состояние) – Ведлозеро – Кинерма, историческое поселение ( XVI в.), Часовня Смоленской иконы Божьей Матери  (XVIII в.) – Пряжа
Формирование маршрута: 46 км (до поворота на Савиново), 10 км (от трассы «Сортавала»до Савиново), 4-6 км (до Пенгисельги и Ефимовой сельги) 23 км (обратно до трассы через Ведлозеро в Кинерму) 59 км (обратный путь до Пряжи)
Общая протяжённость маршрута: 144 – 146 км
Средства передвижения: Автомобиль (+), Велосипед (+)
 
4.       Мы подошли к самому сложному и длительному маршруту. Сюда относятся некоторые труднодоступные населённые пункты. Мы рекомендуем очень тщательно проработать карту при планировании похода. Это самый насыщенный и информативный поход, ведь вокруг озера Сямозеро располагались самые древние поселения карелов в Пряжинском районе. Здесь сосредоточено огромное количество памятников и объектов культурного наследия Карелии.
Пряжа, Дом Марковых (нач. XX в.) – Киндасово – Рубчойла, историческое поселение ( XVIII в.), Часовня Ивановская ( XIX в.) – Корза, историческое поселение ( XIX в.)  - Эссойла – Сямозеро, Дом Ипатовых (1921 г.) – Ахпойла, Часовня Сошествия Святого Духа на апостолов (XVI в.)   – Чуралахта, Часовня прп. Александра Свирского с культовой рощей (1-я половина ХIХ в.)  – Сяпся – Чуйнаволок, историческое поселение ( XVII в.), Часовня  свт. Николая Чудотворца и св. Ильи Пророка, 2-я половина (XVIII в.)  – Лахта, историческое поселение ( XVI в.), ансамбль жилых домов (XIX –XX вв.) – Корбинаволок, Трофимнаволок (входят в состав Лахты) – Кудама – Руга, историческое поселение ( XVI в.), Часовня Ильи Пророка (1-я пол. XVIII в., в руинированном состоянии) – Сяргилахта, историческое поселение ( XVI в.), Часовня Спаса ( XVIII в.) – Проккойла, Часовня  св.  Михаила Архангела и муч. Власия (2-я половина ХIХ в.) – Новые пески – Каменьнаволок, Часовня  свт. Николая Чудотворца (ХIХ в.) – Ламбисельга, дома жилые ( XIX - XX в.) – Савиново – Крошнозеро – Пряжа

Формирование маршрута: примерно 60 км (от Пряжи по старой киндасовской дороге до Эссойлы (потом несколько километров вернуться  в деревню Рубчейла) 44 км (через деревни Корза, Эссойла, Сямозеро, Чуралахта и деревню Лахта до Кудамы) 6 км (до деревни Руга), 32 км (переезд от деревни Руга до деревни Сяргилахта), 23 км (через деревню Проккойла до деревни Каменьнаволок), 17 км (через деревню Ламбисельга и Савиново до трассы), 48 км (до Пряжи).
Общая протяжённость: 266 км
Средства передвижения: Автомобиль (только с высокой посадкой и который не очень жалко!!!), Велосипед (+), Пешком (+).
Вы можете выбрать любой из предложенных маршрутов или сформировать свой и отправиться в путешествие к памятным местам истории пряжинских и сямозерских карелов!
В Пряжинском национальном районе огромное количество памятников и объектов культурного наследия, но без должного ухода и своевременной реставрации от них могут остаться лишь фотографии и интересные научно-популярные заметки в газетах, журналах, книгах и брошюрах. Мы надеемся, что этого не случится, но не можем быть уверены.
Команда Этнокультурного центра Пряжинского района продолжит работу по содействию сохранению культурного наследия края. Если у вас есть предложения или Вы хотели бы присоединиться к нашей работе, мы будем очень рады любой помощи.




[1] В конце данной брошюры представлен список памятников и объектов культурного наследия Пряжинского национального района.
 

[2] Здесь речь идёт о случаях «национального новаторства» и создания беспрецедентных архитектурных форм. Один из наиболее выдающихся примеров  - это главка колокольни Часовни Варвары Великомученицы XIX в. в деревне Коккойла. Почти органичная пластика покрытия, подчёркнутая скруглённостью контура полиц, вызывает ощущение вписанности сооружения в природное окружение. Это ощущение усиливает метафорическая трактовка главки в виде стилизованных ёлочек.
 

[3] В классификации простейших  культовых построек выделяют храмы-реликварии как один из видов культовых построек, среди которых присутствуют часовня-футляр в деревне Кяргеля,  часовня-навес с ограждением поручнем в деревне Чуйнаволок, часовня-навес с неограждённой западной стороной в деревне Каменьнаволок. Данные типы построек выступают как формирующие тип культовых построек Русского Севера.
 

[4] Дело в том, что некоторые часовни претерпели существенные изменения в XIX веке, благодаря пристройке тех или иных составных частей, приводящих часовни к статусу церкви. Примером может выступать Часовня Рождества Богородицы в деревне Маньга, к которой колокольня была пристроена позже основания самой часовни или Часовня Спаса деревни Сяргилахта.